ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП - 2004 - этап очного Кубка России - 2004
Ноев Ковчег

Регламент фестиваля интеллектуальных игр «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП - 2004»

  1. Основные положения
  2. Основной турнир
  3. «Брэйн-ринг»
  4. «Эрудит-квартет»
  5. Службы обеспечения и участники игр Фестиваля
  6. Апелляции

1. Основные положения

  1. Фестиваль интеллектуальных игр «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП - 2004» (далее: Фестиваль) по решению оргкомитета Чемпионатов России является этапом очного Кубка России по «Что? Где? Когда?» - 2004.
  2. Фестиваль проводится 11-12 сентября 2004 года в Санкт-Петербурге.
  3. Для проведения Фестиваля создается оргкомитет в составе: Рабин А.В. (председатель), Кузьма А.В., Мордвина О.А., Глебов А.В., Гречаниченко Ю.Д., Веслополов М.М. (все - Санкт-Петербург).
  4. Во время Фестиваля проводятся основной турнир и сопутствующие ему интеллектуальные игры: «Брэйн-ринг», «Эрудит-квартет» и командное «Эрудит-лото».
  5. Победитель основного турнира является победителем Фестиваля.
  6. Для участия в Фестивале каждая команда проходит регистрацию - подает в оргкомитет Фестиваля заявку со списком команды по установленной оргкомитетом форме.
  7. Допускается участие команды вне зачета очного Кубка России (только в зачет Фестиваля).
  8. Вступительный взнос команды за участие в Фестивале составляет 300 (триста) рублей. От уплаты вступительного взноса освобождаются 20 лучших команд IV чемпионата России по «Что? Где? Когда?» (2004 г.), а также все иногородние команды. Команда считается иногородней, если не менее четырех игроков ее заявленного состава не проживают в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.

2. Основной турнир («Что? Где? Когда?»)

  1. Основной турнир состоит из пяти туров по 12 вопросов.
  2. Основной турнир проходит в течение двух игровых дней. В первый день разыгрывается 36 вопросов (3 тура по 12 вопросов), во второй - 24 вопроса (2 тура по 12 вопросов).
  3. Проведение игры осуществляется по правилам, описанным в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?» (PDF Кодекс спортивного «Что? Где? Когда?»).
  4. Во время каждого тура за игровым столом могут находиться не менее четырех и не более шести игроков. Никто не может в ходе тура играть за две команды - ни одновременно, ни в разное время. Замены игроков могут производиться только в перерыве после тура.
  5. Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами.
  6. Места команд в основном турнире определяются по количеству правильных ответов. В случае равенства этого показателя у нескольких команд, кроме команд, претендующих на первое место, места делятся между этими командами. Ни рейтинг вопросов, ни сумма мест в турах при определении мест не учитываются.
  7. В случае равенства числа правильных ответов у команд, претендующих на первое место, задаются дополнительные вопросы только для этих команд, пока не будет достигнуто преимущество одной из них: сначала серия из трех дополнительных вопросов, потом, в случае ничейного результата у двух и более команд, по одному вопросу «до первой ошибки».

3. «Брэйн-ринг»

  1. Участниками турнира по «брэйн-рингу» становятся команды, занимающие по итогам первых трех туров основного турнира места с 1-го по 16-е.
  2. Турнир по «брэйн-рингу» проходит в четыре этапа. Первый этап состоит из четырех игр групп 1/8 финала, второй этап - из двух игр групп 1/4 финала, третий этап - из двух полуфинальных игр, четвертый этап - из финала и игры за 3-е место.
  3. Команда допускается к участию в турнире, если на момент начала турнира в ее составе насчитывается не более шести и не менее четырех человек из заявленного состава.
  4. Игры 1/8 финала проходят в четырех группах по четыре команды.
  5. Группы 1/8 финала составляются следующим образом. Группа A: 1-я, 8-я, 9-я и 16-я команды по итогам трех туров основного турнира; Группа B: 2-я, 7-я, 10-я и 15-я команды; Группа С: 3-я, 6-я, 11-я и 14-я команды; Группа D: 4-я, 5-я, 12-я и 13-я команды.
  6. В 1/4 финала выходят по две лучшие команды из каждой группы 1/8 финала.
  7. Игры 1/4 финала проходят в двух группах по четыре команды.
  8. Группы 1/4 финала составляются следующим образом. Группа E: победитель группы A в играх 1/8 финала (A1), победитель группы D (D1), команда, занявшая второе место в группе B (B2), команда, занявшая второе место в группе C (C2); Группа F: B1, C1, A2, D2.
  9. В 1/2 финала выходят по 2 лучшие команды из каждой группы 1/4 финала.
  10. Игры 1/8 и 1/4 финала проходят по следующим правилам:
    • Игры во всех группах проходят на разных вопросах последовательно в одном помещении;
    • Для ведения игры используется специальное игровое оборудование - «Брэйн-система» (далее: БС);
    • В каждой группе проводится только один бой из 16 вопросов. Отыгрываются все вопросы боя, без накопления очков;
    • В бое одновременно принимают участие все 4 команды группы;
    • Бой проводится на четырех кнопках БС;
    • После каждых четырех вопросов (по просьбе хотя бы одной команды) команды могут поменяться кнопками;
    • Задача команд - дать правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, ранее своих соперников;
    • Ведущий задает вопрос и дает сигнал на БС, после чего начинается отсчет чистого времени, равного 60 секундам. Команда, готовая отвечать, нажимает кнопку на БС;
    • В случае, если команда нажала на кнопку ранее сигнала ведущего, фиксируется фальстарт и команда теряет право ответа на данный вопрос;
    • БС фиксирует, какая из команд получила право отвечать; в отсчете чистого времени делается пауза. Соответствующая команда дает свой ответ;
    • За правильный ответ команда получает одно очко;
    • В случае неправильного ответа ведущий дает сигнал на БС для оставшихся команд, после чего начинается отсчет чистого времени, равного 20 секундам, если остались три команды, не отвечавшие на вопрос и не сделавшие фальстарт, равного 15 секундам, если остались две команды, и равного 10 секундам, если осталась одна команда;
    • За пять секунд до истечения времени ведущий голосом делает обратный отсчет оставшегося времени. После команды «Время» ответы не принимаются;
    • Победителем боя считается команда, давшая больше правильных ответов ранее команд-соперниц;
    • Если после 16-ти вопросов две лучшие команды группы известны, то бой признается завершенным;
    • Если известен только победитель боя, то он оставляет игровую площадку, а три оставшиеся команды разыгрывают дополнительные вопросы: по одному до определения второй лучшей команды группы;
    • Если не известны ни победитель боя, ни вторая команда группы, то все четыре команды разыгрывают дополнительные вопросы: по одному до определения двух лучших команд группы.
  11. Полуфинальные пары составляются следующим образом: E1-F2, F1-E2.
  12. Победители полуфинальных игр выходят в финал, неудачники принимают участие в игре за третье место.
  13. Полуфинальные игры состоят из двух боев (на разных кнопках БС) по шесть вопросов. Отыгрываются все вопросы, без накопления очков по следующим правилам:
    • Полуфиналы проходят по правилам, изложенным выше для игр 1/8 и 1/4 финала, за тем исключением, что в бое принимают участие две команды и в случае неправильного ответа одной их них ведущий дает сигнал на БС, после чего начинается отсчет чистого времени, равного 20 секундам.
    • Победителем боя становится команда, давшая больше правильных ответов ранее команды-соперницы;
    • За победу в бое команда получает два очка, за ничью - одно очко. За поражение в бое команда очков не получает;
    • Победителем полуфинала становится команда, имеющая по итогам двух боев три и более очков.
    • Разница числа правильных ответов в боях не учитывается.
    • В случае равенства очков после двух боев задаются дополнительные вопросы: по одному для определения победителя. Право выбора кнопки для розыгрыша первого дополнительного вопроса имеет команда, показавшая лучший результат в четвертьфинале. После каждого дополнительного вопроса команды (по просьбе хотя бы одной из них) могут поменяться кнопками.
  14. Игра за третье место состоит из двух боев по шесть вопросов, а финал - из двух боев по восемь вопросов.
  15. Игра за третье место и финал проводятся по правилам полуфинальных игр за тем исключением, что право выбора кнопки для розыгрыша первого дополнительного вопроса определяется жребием.

4. «Эрудит-квартет»

  1. В рамках фестиваля проводится Кубок городов по «Эрудит-квартету».
  2. Участниками турнира по «Эрудит-квартету» становятся сборные команды 16 городов. Допускается участие сборной команды двух, но не более, городов. Санкт-Петербург и Москва могут быть представлены двумя сборными командами от каждого города.
  3. Турнир по «Эрудит-квартету» состоит из четырех четвертьфинальных игр и финала.
  4. Четвертьфинальные игры проходят в четырех группах по четыре команды на двух пакетах вопросов в разных помещениях, по две четвертьфинальные игры в одном помещении.
  5. В финал выходят победители четвертьфинальных игр.
  6. Правила проведения игр турнира по «Эрудит-квартету»:
    • В игре принимают участие четыре команды;
    • В составе каждой команды - четыре игрока. В случае выхода сборной команды в финал в ее составе разрешается произвести не более одной замены;
    • Игра состоит из трех боев, в каждом из которых разыгрывается четыре раунда. Каждый игрок команды обязан сыграть по одному раунду в каждом бою;
    • «Открытый бой». Перед началом боя ведущий объявляет темы раундов, и капитан команды в течение минуты определяет, кто из игроков играет в каждом раунде;
    • «Постепенный бой». Ведущий объявляет тему непосредственно перед началом раунда, и капитан команды в течение 20 секунд определяет игрока, играющего этот раунд;
    • «Закрытый (темный) бой». Перед началом боя ведущий заранее определяет последовательность тем, не объявляя их. Затем капитан в течение минуты определяет, кто из игроков играет в каждом раунде;
    • В каждом раунде боя разыгрываются 5 вопросов, объединенных общей игровой темой. Каждый вопрос имеет свой уровень сложности и соответствующий номинал (10, 20, 30, 40 и 50 очков). Очки, набранные игроком в каждом раунде, суммируются. Очки, набранные игроками одной команды в раундах боев, суммируются;
    • Задача игроков - дать правильный ответ на вопрос, поставленный ведущим, раньше соперника. При выполнении этих условий игрок получает количество очков, соответствующее номиналу вопроса. Если игрок отвечает неправильно, он получает отрицательное количество очков, соответствующее стоимости вопроса;
    • Правильность ответа игрока определяет ведущий. Ответ считается правильным в том случае, если точно соответствует формулировке вопроса. При наличии в ответе дополнительной информации ведущий вправе попросить игрока уточнить свой ответ, либо счесть ответ неправильным. Ответ считается правильным и в том случае, если точно соответствует формулировке вопроса, но не предусмотрен автором (дуаль);
    • Вопросы в каждой теме зачитываются ведущим по нарастанию уровня сложности;
    • Ведущий задает вопрос и дает сигнал на БС, после чего начинается отсчет чистого времени, равного 10 секундам;
    • В случае, если игрок нажал на кнопку ранее сигнала ведущего на БС, фиксируется фальстарт, и игрок теряет право ответа на данный вопрос в течение двух секунд;
    • В случае неправильного ответа первого игрока, правом ответа может воспользоваться второй, затем - третий, затем - четвертый. Второй, третий и четвертый игроки имеют право сообщить о своем желании отвечать только после констатации ведущим неправильного ответа предыдущего игрока. Игрок не имеет права давать более одного ответа на один вопрос (если один из них противоречит другому) - в этом случае его ответ расценивается как неправильный;
    • В случае возникновения спорной ситуации, технической ошибки ведущего, подсказок из зала вопрос может быть снят или заменен другим;
    • Распределение мест по результатам игры осуществляется по сумме набранных очков: более высокое место занимает команда, набравшая больше очков, чем противники (даже в том случае, если все команды показали «отрицательный» результат);
    • В случае равенства этого показателя для соответствующих команд проводится дополнительный «открытый бой» из четырех раундов. В случае, если и этот бой не определит команду-победительницу, то проводятся «открытые бои» из одного раунда (в которых принимают участие каждый раз разные игроки соответствующих команд) до тех пор, пока один «открытый бой» не даст преимущество одной команде.

5. Службы обеспечения и участники игр Фестиваля

  1. Фестиваль обслуживают: ведущий, игровое жюри (далее: ИЖ), апелляционное жюри (далее: АЖ), секунданты.
  2. Ведущего, ИЖ и АЖ представляют командам перед началом игр Фестиваля.
  3. Функции ведущего, ИЖ, АЖ и секундантов определяются правилами, описанными в Кодексе спортивного «Что? Где? Когда?» (PDF Кодекс спортивного «Что? Где? Когда?»).
  4. Команды-участницы обязаны соблюдать положения настоящего регламента.
  5. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим регламентом, решение по ним принимается ведущим и ИЖ.

6. Апелляции

  1. АЖ Фестиваля формируется оргкомитетом Фестиваля и работает только на играх основного турнира. АЖ состоит из трех человек, не принимающих участие в Фестивале, не являющихся авторами и редакторами вопросов, не входящих в ИЖ и оргкомитет Фестиваля.
  2. Апелляции принимаются только на вопросы основного турнира.
  3. Апелляции абсолютно бесплатны.
  4. Апелляция может быть подана командой на некорректность вопроса или на его дуальность, то есть на то, что ответ команды не менее правильный, чем ответ автора вопроса. Также апелляция может быть подана на признание степени конкретизации ответа, данного командой, достаточной для зачета. Апелляции на неправильный зачет ответа других команд не принимаются и не рассматриваются.
  5. Команда может апеллировать на изменение зачета только по собственным ответам. Команда не может подать на один вопрос апелляции двух типов. В случае ошибки ведущего команда имеет право подать апелляцию на зачет ответа или на некорректность. Совместные апелляции нескольких команд по одному и тому же вопросу не принимаются.
  6. Апелляция подается не позднее, чем через 15 минут после объявления предварительных результатов основного турнира (после третьего тура в первый игровой день и после пятого тура во второй игровой день).
  7. Апелляция подается только в письменном виде. При рассмотрении апелляции АЖ обязано руководствоваться исключительно письменным текстом апелляции. Устные пояснения АЖ не учитываются.
  8. Для принятия решения по апелляции АЖ имеет право запросить у автора вопроса, на который была подана апелляция, и у редактора их мнение по поводу поданной апелляции.
  9. Для вынесения вердикта о зачете ответа как правильного или дуального необходимо положительное решение двух членов АЖ, а для вынесения вердикта о снятии вопроса - единогласное решение всех членов АЖ. При голосовании членам АЖ воздерживаться запрещается.
  10. Если апеллирующая сторона доказала некорректность вопроса или техническую ошибку ведущего при задании вопроса, вопрос снимается и дополнительные вопросы (вместо снятого) не задаются.
  11. Если апеллирующая сторона доказала дуальность вопроса, то всем командам, давшим подобные дуальные ответы, этот ответ засчитывается, и вопрос не снимается.
  12. Если степень конкретизации ответа, данного апеллирующей стороной, признана АЖ достаточной для зачета, то всем командам, давшим ответы с подобной степенью конкретизации, этот вопрос засчитывается, и вопрос не снимается.
  13. Вердикт АЖ должен быть оглашен не позднее 40 минут, прошедших со времени окончания подачи апелляций.
  14. АЖ оглашает суть всех принятых к рассмотрению апелляций и решения АЖ с краткой мотивировкой.
  15. Решение АЖ считается окончательным и обжалованию не подлежит.
  16. АЖ не имеет права засчитывать ответы и снимать вопросы по своей инициативе.


 
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП - 2004 - этап очного Кубка России - 2004